Японская народная музыка, развивавшаяся в тесном контакте с драматическим, танцевальным и другими видами искусства, отличается преобладанием вокального исполнения над инструментальным.

   Там, где требуется воссоздать типичную японскую атмосферу, обязательно зазвучат бамбуковая флейта (сяку-хати) и трехструнный, похожий на лютню, сямисен. Оба этих инструмента своим строгим, скупым звучанием лучше всего передают столь важную для всех видов искусства дзэн суть ва-би и саби. Насколько эмоционально, будто в экстазе, звучит сямисен, можно услышать во время представления в Театре бунраку, где виртуоз-музыкант способен извлечь из трех струн всю лирику любви, печаль скорби и отчаяния, гнев ненависти и восторг счастья. Эти музыкальные инструменты вместе с 13-струнной японской цитрой (кото) возникли, как и исполняемая на них музыка, в XVI столетии.

http://i30.servimg.com/u/f30/15/50/03/44/photos10.jpg

кото

   Намного старше совсем по-другому звучащая средневековая музыка гага-ку, сопровождающая придворный танец бугаку — она исполняется на губной гармошке, флейте и многочисленных барабанах. Самая древняя японская музыкальная традиция - кагура - связана с синтаистскими ритуальными танцами и в том же неизменном виде исполняется в крупных синтоистских храмах и сегодня.

http://i30.servimg.com/u/f30/15/50/03/44/210.jpg

сямисэен

                                                                                ГАГАКУ

   «Гагаку», музыка императорского двора древней Японии, исполняется ансамблем японских духовых, струнных и ударных инструментов, включающим «ёкобуэ» (поперечная флейта), «сё» (цилиндрический, вертикально стоящий инструмент из 17 бамбуковых труб, каждая из которых имеет самостоятельное звучание), «со» (струнный щипковый инструмент, предшественник популярного в Японии «кото», напоминающего цитру), «бива» (инструмент грушевидной формы с четырьмя струнами) и «тайко» (барабаны). Музыка гагаку разделяется на инструментальные композиции, танец и речитатив. Оркестр гагаку напоминает оркестр западного типа, тем не менее его основным элементом являются духовые инструменты.

                                                                                МУЗЫКА ТЕАТРА НО

   «Но», классический японский театр, появился в XIV в. Его труппа состоит из «татиката» — актеров, которые играют и танцуют в масках, и «хаясиката» — музыкантов, которые усиливают эмоциональный накал спектаклей и своим исполнением отмечают ход времени. Духовые и ударные инструменты труппы но включают «нокан» (вертикальная флейта), «цудзуми» (небольшие барабаны). Перед тем, как ударить по своим инструментам, барабанщики издают резкие и отрывистые крип. Характерной чертой традиционной японской музыки является ее направленность на отсчет времени.


                                                                                НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

   Японские народные песни различаются в зависимости от повода, по которому они исполняются, и функционального значения. Первая большая группа состоит из песен, относящихся к определенным видам труда, включая песни, связанные с посадкой риса, сенокосом и другими видами сельскохозяйственной деятельности (например, песни рыболовов или песни лодочников и пастухов). Вторая группа связана с праздниками и торжествами. Сюда относятся ритуальные песнопения, новогодние песни и те, которые исполняются свадебной процессией на пути к дому жениха. В третью группу входят колыбельные и другие детские песни.

   Эти народные песни иногда звучат под аккомпанемент «сямисэна» и «сякухати». Огромные перемены в обычаях и образе жизни японского общества в последние десятилетия размыли социальную основу народных песен, однако, они по-прежнему исполняются — теперь уже, в основном, профессиональными певцами, и существуют, скорее, в качестве музыкального жанра, чем неотъемлемой части народного быта.

http://i30.servimg.com/u/f30/15/50/03/44/311.jpg

сякухати